Головна / Про джиу - джитсу

Про джиу - джитсу

Джиу-джитсу объединяет множество школ японских единоборств, которые однако достаточно отличаются друг от друга и техникой и методикой тренировок и философией. Каждая такая школа хранит свои, так сказать "фирменные" секреты и передаёт самым выдающимся ученикам. Как любое боевое искусство джиу-джитсу живёт только пока его практикуют и развивают живые люди.

Джиу-джитсу считается по праву национальным японским боевым искусством. Однако оно развивалось как внутри страны, так и за счёт влияния из вне. Конечно, изначально боевое искусство зародилось не "по задумке отдельных личностей", а из-за необходимости защитить свою жизнь,победить врага и просто выжить. Так что истоком джиу-джитсу, как и любых других боевых исскуств, следует считать время появления homo sapiens, носителя этого искусства.

Если копнуть глубоко, то уже в древних легендах о схватках японских божеств можно встретить описания ударов и бросков. Древние японские письменные источники также описывают борьбу под названием тикара-курабе, которая первое время включала довольно таки примитивные силовые воздействия. Известен также жестокий вариант этой борьбы, когда борцы сходились на высоком помосте, окруженным кольями и целью было сталкивание противника на колья. Как бы то ни было, но этот вариант борьбы в итоге стал более прородителем известной борьбы грузных мужей - сумо.

Основными же предшественниками джиу-джитсу можно считать боевые самурайские дисциплины. Среди них выделялись коси-но-мавари и ерои-куми-кучи. Самурайские дисциплины в древние времена делали упор на работу с оружием, колющим, рубящим и метательным. Воины самураи были облачены в тяжёлые доспехи и поэтому схватка голыми руками имела мало эффективности. Однако опыт боёв заставил воинов изучать различные виды толчков, подсечек и зацепов. Дело в том, что во время боя воин мог лишиться оружия и тогда ситуация заставляла его защищать себя любыми способами. Способы эти совершенствовались и оттачивались, но в основном в рамках второстепенных работе с оружием.

Появление огнестрельного оружия внесло свои коррективы. Латы сменились на более лёгкое облачение, и именно в этот период джиу-джитсу, как искусство боя без оружия стало выходить из тени. Примерно в 30е годы 16го века мастер Такенучи создал свою школу боя без оружия, которая включала захваты, удержания и болевые приёмы. Эта система стала одной из первых школ дзю дзюцу, близких по технике и духу современным направлениям. Свою систему мастер Такеноучи назвал "когусоку". Начиная с 16го века начался расцвет эры джиу-джитсу. В этот период появляются сотни различных школ.

Как уже упоминалось, развитие джиу-джитсу не обошлось без влияния из-вне. Естественно основным очагом влияния стал конинентальный Китай, страна с которой у Японии наладился крепкий культурный обмен. Новые религиозные течения, калиграфия, чайная церемония, и кончно же боевые искусство, проникали из Китая в Японию и обрастали собственными корнями, укреплёнными особым японским менталитетом, трудоспособностью и тягой к развитию. Из Китая джиу-джитсу впитало в себя различные ударные техники, работу по точкам и болевым местам, бросковую и толчковую техники. Одним из искусств, повлиявших на джиу-джитсу стал китайский стиль циньна. Во второй половине 16го века китайский переселенец Чень Юань-Бин, являясь мастером циньна открыл свою школу в буддийском монастыре, где могли заниматься самураи и монахи. Эта школа джиу джитсу впитала в себя различные китайские техники, которые позволили модифицировать японские принципы.

Также большой вклад в развитие искусста внёс мастер Исо Мутаемон в начале 19го века. Он долгое время обучался в Токио и затем решил создать свою школу. Легенда гласит о том, что однажды мастер Исо вступился за подвыпившего самурая, которого пыталась ограбить банда разбойников. В одиночку мастер справился с большой группой вооруженных людей, применяя удары по болевым точкам и болевые захваты. Позднее он создал собственый стиль боевых искусств, который назвал Тэнсин-синьё-рю.

Всё дальнейшее развитие боевого искусства джиу-джитсу происходило в закрытых самурайских кланах, исключая попадания в руки простых и посторонних людей. Боевое искусство "пошло в люди" после революции Мейдзи в 1868 году, когда были ограничнны привелегии самураев. Многие самурайские рода приходили в упадок и им приходилось выживать обучая за плату людей боевым искусствам. Конечно многие секреты всё равно оставались в тайне, но именно тогда джиу-джитсу приобрело поистенне массовый масштаб.

После второй мировой войны, когда Япония оказалась аккупирована американскими войсками, под давлением победителей, были запрещены многие настоящие боевые системы, обучение дисциплин с применением оружия. Именно в этот период на первое место выдвигаются новые единоборства, такие как карате, дзю-до и айкидо, которые оказываются более адаптированны к новому времени и созданным рамкам и условиям. Однако позднее джиу-джитсу вливается в специальные направления подготовки военных и полицейских. И всё-таки боевое искусство джиу джитсу выжило и продолжает развиваться. Оно распространилось по миру, обрело новые модификации и до сих пор бережно передаётся в школах по всему миру.